Что такое баннерная слепота, или Как пользователи игнорируют вашу рекламу

Делать рекламу становится все сложнее, потому что пользователи стали просто ее не замечать. Феномен баннерной слепоты был подтвержден рядом экспериментов и уже не вызывает сомнений. Посетители веб-пространства заходят на сайты в поисках конкретной информации, соответствующей запросу, при этом рекламные блоки, где бы они ни были размещены, игнорируются. При этом делается это не сознательно, а бессознательно.

Кто виноват?

Объясняется это явление следующим образом. Структура всех сайтов и расположение смысловых блоков чаще всего типичны и привычны. Человек в веб-пространстве уже знает, в каких местах искать нужную ему информацию, а где чаще всего располагается реклама, инструменты управления и взаимодействия с сайтом. У пользователя выработалась определенная схема поведения: если человек что-то ищет, то мозг знает, куда именно посмотреть и как не отвлекаться на любые другие вещи, чтобы ускорить решение задачи.

Этот феномен – приобретенный навык нашего мозга. Чтобы было проще понять принцип баннерной слепоты, просто подумайте, куда бы вы посмотрели в первую очередь на незнакомом сайте, если бы вам поставили задачу найти логотип компании. Легко, верно? В левый верхний угол.

Однако пользователи также могут проигнорировать не только саму рекламу, но и те информационные блоки, которые на нее похожи по ряду критериев:

  • если информация расположена в типичных для рекламы местах: вверху или справа страницы;
  • если блоки имеют схожую анимацию;
  • если информация слишком близко расположена к рекламному блоку.

Обратим внимание и на то, что пользователи часто игнорируют информацию и в нетипичных местах тоже. Например, читая большую и интересную статью, внутри которой расположены рекламные баннеры, пользователи их пропускают, умудряясь даже не бросить взгляд на содержание. Это объясняется тем, что баннер визуально очень выбивается из общего оформления статьи и иллюстраций, поэтому мозг воспринимает это как ненужную информацию.

Также пропускаются элементы, имеющие не тот «информационный запах», – если пользователь посмотрел на какой-то блок и не нашел там для себя ничего того, что он ищет на странице, то все слишком близко расположенные элементы будут проигнорированы тоже.

Что делать?

Хотелось бы сказать, что справиться с этой проблемой можно просто нетипичным размещением рекламных блоков. Но не все так просто. Маркетологи постоянно бьются над решением этой задачи, баннеры безостановочно эволюционируют, но полностью избавиться от эффекта баннерной слепоты не удается.

Но одно мы знаем наверняка: пользователь не пропустит рекламу с нестандартных подходом, креативом, нетипичной формой. Поэтому включайте творчество и тестируйте, тестируйте, тестируйте.