Участие клиента в создании контента: зачем и нужно ли вообще?

Как выглядит написание текста со стороны заказчика: мы вам заплатили – вы и напишите. Основные аргументы клиента в пользу того, что с него деньги, с нас результат: «В интернете полно информации – пусть копирайтер поищет», «Мы думали, что нам не нужно будет участвовать ни в чем», «Мне проще самому написать, чем общаться с автором».

В общем, все логично, как и в любой сфере услуг, но:

  • В цветочном салоне клиент рассказывает флористу, какие бы цветы хотел видеть в букете, коробку / крафтовую бумагу / полиэтилен использовать в качестве упаковки, какую табличку вставить и что в целом ему нравится. Результат: букет, как и хотел.
  • В nail-баре девушка обычно выбирает цвет покрытия, форму и длину ногтей, декор, показывает фотографии-примеры. Результат: получает маникюр, который ей нравится.
  • При дизайне интерьера специалист не только выезжает на объект, но и выслушивает пожелания клиента, составляет 3d-дизайн комнаты или квартиры, вместе с заказчиком обсуждает расположение мебели и даже материал штор. Результат: дизайн интерьера, за который не жалко заплатить и в котором хочется жить.

Примеры можно продолжать до бесконечности.

В копирайтинге ситуация получается чуть другой. Максимум, на который способны многие заказчики (но не все!), вот такой:

«Нам нужен уникальный текст на 3000 знаков на тему «Установки для магнитно-резонансной томографии в амбулаторных учреждениях» и чтоб все было мегаэкспертное. Сроки – два дня. В интернете информации по теме предостаточно. 60 BYN за малюсенький текст? Да там писать нечего – давайте сойдемся на 20 BYN за весь текст».

Сразу скажем: результата никакого не получится не потому, что автор лодырь, а потому, что клиент выкатил требования, но отказался участвовать в процессе. А копирайтинг обычный, простенький, примитивный уже не котируется не только заказчиками, но и поисковыми системами.

Зачем клиенту участвовать в написании текста

Нужно это далеко не всегда и не на всех этапах – зависит от специфики текста (экспертный блог, текст в раздел, коммерческий материал и так далее).

1. Техническое задание

– У меня нет времени на заполнение брифа / согласование технического задания, – говорит заказчик.

– А у нас нет возможности дать вам то, что вы просите, поэтому никакого результат гарантировать не можем, – говорим мы.

Заполненный добросовестно бриф или согласование написанного готового технического задания с ответами на вопросы и уточнениями позволяет получить больше половины нужной для проекта информации:

  • специфика бизнеса и какие-то ключевые особенности;
  • технические требования;
  • примеры работ, которые устраивают заказчика и на которые автор может опираться;
  • перечисление цифр, фактов, преимуществ, схемы работы и другого.

Все это позволяет автору отчасти прочувствовать заказчика, его пожелания и получить конкретику для написания текста.

Сравните фрагмент текста

2. Экспертность

Лично мы уже устали объяснять, что никто не знает бизнес лучше, чем сам заказчик. Ни графоманы в интернете, ни журналист с первым строительным образованием, ни редактор. Проще говоря: если вы уделите 15 минут времени и расскажете автору про технологии работы, специфику оборудования, дадите реальные цифры вашей деятельности, тем больше вероятность, что на выходе получится тот продукт, который вы заказывали, так сказать, на входе.

Сравните фрагмент текста

3. Минус доработки = экономия времени

Давайте честно: когда клиент видит нехороший, по его мнению, текст, ему приходится тратить время на комментарии, ждать исправлений, опять согласовывать и вносить комментарии. В результате никто не экономит время, а ведь можно было. Плюс ко всему осадочек-то остается – работу сделали некачественно.

В этом случае автор виноват ровно настолько, насколько заказчик не выполнил свою часть работы: не заполнил бриф, не дал комментарии, не поговорил с автором, не ответил на вопросы, не дал технические регламенты и т.д. Конечно, мы говорим сейчас об опытных студиях или авторах.

Что делать, если я не хочу участвовать в написании контента?

Вариант 1 – затратный по времени. Самому написать тексты. Время это не сэкономит, но зато вы переложите на бумагу то, что у вас в голове. Если нужно подшлифовать текст, это исправит услуга редактуры.

Вариант 2 – делегирующий. Переключить автора на сотрудника, который будет принимать решение по статье, давать комментарии, отвечать на вопросы и т.д.

Вариант 3 – очень простой. Найти в интернете текст, который вам очень нравится (прям настолько, что вы хотели бы такой же) и заказать услугу рерайтинга с сохранением стилистики. Текст будет уникальным, в техническом и стилевом плане таким же, как оригинал, но уже вашим.

Вариант 4 – самый разумный. Один раз выделить время на «оптовый разговор» с автором, рассказать обо всех нюансах производства и услугах, подсказать ресурсы-примеры, уточнить некоторые цифры и честно предупредить, что больше возможности поговорить не будет.